Положение об инклюзивном обучении / поддержке детей с ОВЗ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок организации инклюзивного обучения и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее — дети с ОВЗ) в Инклюзивном центре «Детдомики» (далее — Центр).

1.2. Положение разработано в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Конвенцией о правах ребёнка;
Конвенцией о правах инвалидов;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ в сфере образования и социальной защиты детей, Уставом Центра и локальными нормативными актами.

1.3. Центр осуществляет инклюзивное обучение и поддержку детей с ОВЗ в рамках реализуемых образовательных программ и программ развития, а также услуг по присмотру и уходу за детьми.

1.4. Инклюзивное обучение в Центре понимается как организация совместного пребывания и развития детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, с созданием специальных условий, необходимых каждому ребёнку.

1.5. Дети с ОВЗ осваивают образовательные программы Центра совместно с другими детьми и/или по адаптированным образовательным программам с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

1.6. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми сотрудниками Центра, а также учитывается родителями (законными представителями) при заключении договора об оказании услуг.

2. Цели и задачи инклюзивного обучения и поддержки

2.1. Цель инклюзивного обучения и поддержки детей с ОВЗ в Центре — обеспечение равного доступа к качественному развитию и образованию, создание условий для максимально возможной социальной адаптации, самостоятельности и успешной интеграции ребёнка в общество.

2.2. Основные задачи:
создание безопасной, принимающей и поддерживающей среды для всех детей;
обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его особых образовательных потребностей;
разработка и реализация адаптированных программ и индивидуальных маршрутов развития ребёнка;
организация психолого-педагогического и тьюторского сопровождения детей с ОВЗ;
взаимодействие с семьями, консультирование и поддержка родителей;
формирование толерантного отношения к детям с особенностями развития у сверстников, родителей и сотрудников;
координация работы с медицинскими организациями, ПМПК и другими учреждениями, участвующими в сопровождении ребёнка.

3. Категории детей и основания для зачисления

3.1. К детям с ОВЗ в Центре относятся дети, имеющие:
заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
либо справку об установлении инвалидности;
либо медицинские документы, подтверждающие особенности развития, требующие специальных условий.

3.2. По решению администрации Центра и с согласия родителей возможно включение в инклюзивную группу детей, не имеющих официального статуса «ребёнок с ОВЗ», но нуждающихся в мягкой адаптации, сопровождении и индивидуальном подходе (задержка психоречевого развития, тревожность, трудности социализации и др.).

3.3. Зачисление ребёнка с ОВЗ в Центр осуществляется на общих основаниях в соответствии с Правилами приёма и отчисления детей, с учётом возможности создания необходимых условий.

3.4. При приёме ребёнка с ОВЗ родители (законные представители) представляют:
заключение ПМПК (при наличии);
индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА), если ребёнок имеет инвалидность;
медицинские документы, рекомендованный режим нагрузки и ограничения.

4. Организация инклюзивного обучения и поддержки

4.1. Дети с ОВЗ, как правило, посещают общие группы Центра совместно с другими детьми. При необходимости могут организовываться мини-группы или индивидуальные занятия.

4.2. Для детей с ОВЗ разрабатываются адаптированные программы и индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), включающие:
цели и задачи сопровождения ребёнка;
особенности организации режима пребывания;
перечень и периодичность коррекционных, развивающих и поддерживающих мероприятий;
критерии и сроки мониторинга динамики развития.

4.3. Обучение детей с ОВЗ строится с использованием специальных методов, приёмов и средств обучения, технических средств, альтернативной и дополнительной коммуникации (при необходимости).

4.4. При планировании работы учитываются:
возраст ребёнка;
вид и степень выраженности нарушений развития;
рекомендации ПМПК и медицинских специалистов;
запрос и возможности семьи.

4.5. В Центре допускается гибкий режим посещения и длительности занятий для детей с ОВЗ, в том числе укороченные занятия, дополнительные паузы для отдыха, индивидуальные программы адаптации.

5. Специалисты и сопровождение

5.1. В организации инклюзивного обучения и поддержки детей с ОВЗ участвуют:
педагог(и) группы;
учитель-дефектолог / специальный психолог (при наличии в штате или на условиях привлечения специалиста);
учитель-логопед;
педагог-психолог;
тьютор (ассистент) ребёнка;
администрация Центра.

5.2. Для каждого ребёнка с ОВЗ формируется команда сопровождения, в которую входят профильные специалисты и представитель администрации. По согласованию могут быть приглашены специалисты сторонних организаций.

5.3. Основные функции специалистов:
диагностика особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка;
разработка адаптированной программы и ИОМ;
проведение коррекционных и развивающих занятий;
консультирование родителей и педагогов;
мониторинг динамики развития и корректировка программы.

5.4. Тьютор (ассистент) обеспечивает поддержку ребёнка в группе: помогает в ориентировке в пространстве и распорядке дня, организации деятельности, коммуникации с педагогами и детьми, формировании навыков самообслуживания.

6. Индивидуальные программы и документация

6.1. Индивидуальный маршрут (ИОМ) ребёнка с ОВЗ разрабатывается командой сопровождения совместно с родителями, утверждается руководителем Центра и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год или по мере необходимости.

6.2. По каждому ребёнку с ОВЗ ведётся пакет документации, включающий (при необходимости):
характеристику ребёнка и результаты диагностики;
ИОМ и/или адаптированную программу;
протоколы заседаний команды сопровождения;
план и отчёты о коррекционной работе;
сведения о динамике развития ребёнка.

6.3. Документация хранится в Центре с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных и медицинской тайны.

7. Условия и доступная среда

7.1. Центр по мере возможностей обеспечивает создание доступной среды для детей с ОВЗ, включающей:
безбарьерный доступ в основные помещения (по возможности — пандусы, поручни и др.);
оснащение помещений безопасной и функциональной мебелью, зонирование пространства;
наличие оборудованных мест для индивидуальной работы и отдыха;
наличие специальных арктических и технических средств обучения.

7.2. Режим дня, продолжительность и чередование видов деятельности организуются с учётом санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций специалистов по здоровью ребёнка.

7.3. При организации питания учитываются медицинские показания и индивидуальные ограничения (аллергии, особенности питания и др.), на основании письменных рекомендаций врача и заявлений родителей.

7.4. Для детей с выраженной сенсорной чувствительностью по возможности организуются «тихие» зоны и индивидуальные варианты участия в массовых мероприятиях.

8. Взаимодействие с родителями (законными представителями)

8.1. Родители являются полноправными участниками инклюзивного процесса и партнёрами Центра.

8.2. Центр:
информирует родителей о целях и содержании инклюзивного обучения и поддержке ребёнка;
согласует с родителями индивидуальный маршрут и условия пребывания ребёнка;
предоставляет результаты наблюдений и мониторинга развития ребёнка;
организует консультации специалистов и информационно-просветительскую работу (лекции, семинары, родительские клубы).

8.3. Родители:
предоставляют в Центр достоверные сведения о состоянии здоровья ребёнка и рекомендациях специалистов;
своевременно информируют о изменениях в состоянии здоровья и социально-бытовой ситуации;
выполняют рекомендации специалистов Центра (в пределах своих возможностей) по поддержке ребёнка дома;
соблюдают Правила внутреннего распорядка Центра.

8.4. Вмешательство посторонних лиц в профессиональную деятельность специалистов, давление на них с целью изменения профессиональных рекомендаций без соответствующих медицинских и психолого-педагогических оснований не допускается.

9. Права и обязанности участников инклюзивного процесса

9.1. Ребёнок с ОВЗ имеет право на:
уважение человеческого достоинства и бережное отношение;
безопасные и комфортные условия пребывания;
участие в жизни группы и мероприятий Центра;
индивидуальный подход и поддержку с учётом его возможностей;
сохранение конфиденциальности сведений о состоянии здоровья.

9.2. Ребёнок с ОВЗ обязан в доступной степени соблюдать правила поведения, установленные в Центре, и бережно относиться к имуществу Центра и личным вещам других детей.

9.3. Сотрудники Центра имеют право на:
создание условий для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей;
получение необходимой информации о здоровье ребёнка;
профессиональную поддержку и повышение квалификации в области инклюзии.

9.4. Сотрудники Центра обязаны:
соблюдать права ребёнка и требования профессиональной этики;
выполнять рекомендации по организации инклюзивного обучения и сопровождения детей с ОВЗ;
обеспечивать безопасность жизни и здоровья детей;
сохранять конфиденциальность персональных и медицинских данных.

10. Ответственность

10.1. Должностные лица и сотрудники Центра несут ответственность за:
создание и поддержание условий инклюзивного обучения в пределах своих должностных обязанностей;
соблюдение требований охраны труда и техники безопасности;
соблюдение прав и законных интересов детей и их родителей.

10.2. Нарушение настоящего Положения рассматривается администрацией Центра и может повлечь меры дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными актами Центра.

11. Заключительные положения

11.1. Настоящее Положение утверждается руководителем Инклюзивного центра «Детдомики» приказом и вводится в действие с даты, указанной в приказе.

11.2. Изменения и дополнения в Положение вносятся приказом руководителя Центра по инициативе администрации, педагогических работников, родителей (законных представителей) либо в связи с изменением законодательства.

11.3. Положение подлежит пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

На сайте семейного центра «Детдомики» используются файлы cookie для улучшения работы сайта и повышения удобства его использования.
Ок, запомнить выбор